Я начинаю думать о главном, вечном, о смысле жизни…

История Капеллы
автор: Дмитрий Соломенников
Когда я начинаю думать о главном, вечном, о смысле жизни, то снова и снова понимаю, что лучшее, что я мог когда-либо сделать, конечно, не считая своих детей и отношений с самыми близкими, так это те акты творчества, которые происходили в детстве, юности и молодости в моем любимом коллективе — Капелле мальчиков и юношей Свердловской государственной детской филармонии! Именно в Капелле я научился слушать и слышать гармонию в музыке и в совершенно других вещах.
В повседневной жизни внутри меня всегда звучит музыка, и внутри себя я пою практически без остановки... И я такой не один, нас много! Нам все время не хватает общения, приключений и творчества! Поэтому мы и задумали создать наш Фонд "Многая Лета". Мы будем помогать себе, "действующей" Капелле и многочисленным поколениям выпускников держать крутую марку нашей Альма Матер!

Невозможно идти в будущее, не вспомнив прошлого — истоков! Того, с чего все началось. Ну, например, один из самых активных аксакалов Капеллы Игорь Ильиных родился в 1962 году, а в хор мальчиков Дворца пионеров пришел в 1969 году. Представляете, сколько лет он уже участвует во всех событиях Капеллы! Или Григорий Мухин, как мы его называем — первый солист Капеллы! Он пришел в хор в 1973 году. Мы вместе до сих пор!
Хор мальчиков Дворца Пионеров возглавляла Наша Мамочка - Лариса Александровна Балтер
РуководительЛариса Александровна Балтер и участники хора мальчиков Дворца Пионеров
1979...
Весной 1979 года произошло событие, которое изменило нашу жизнь коренным образом. Конечно, мы поняли это гораздо позже... В газетах "Вечерний Свердловск" и "Уральский рабочий" вышло объявление о наборе в детскую филармонию, что при Государственной "взрослой" филармонии на Карла Либкнехта. Набирали в Капеллу мальчиков и юношей и ансамбль танца "Улыбка". В конце мая меня вытащил отец из подвала, где мы командой стреляли друг в друга из рогаток, велел переодеться, и мы пошли на прослушивание. Вопроса, куда идти: в Капеллу или в "Улыбку", не было. Я пел с детского сада. На прослушивании я спел "Есть на свете цветок алый-алый...", о чем-то еще поговорил с Юрием Николаевичем Бондарем, и мне сказали ожидать письма ближе к осени. На том прослушивании я впервые увидел своего будущего друга Федю Шабашова, он тогда был почти кукольной внешности: кудрявый, белокурый, улыбчивый. И Ларису Александровну Балтер я увидел в тот день тоже впервые. В августе, действительно, пришло письмо-приглашение на первую репетицию в середине сентября. Осенью вновь набранная Капелла была объединена с частью хора Дворца Пионеров, и уже в ноябре был первый концерт в зале государственной филармонии, который и считается Днем рождения Капеллы.
1982...
В 1982 году состоялось знаковое событие для Капеллы. Нас пригласили участвовать в торжественном концерте для делегатов 19 съезда ВЛКСМ в мае в Москве, где мы вместе с хоровым училищем им. Свешникова пели "Родину". Для этого концерта нам сшили бархатные костюмы разных коричневых оттенков и коричневые туфли на достаточно высоком скошенном каблуке. Мы были очень довольны, а туфли умудрялись носить и в повседневной жизни! Концерт состоялся во Дворце Съездов на территории Кремля. Впечатлений было очень много: от вживую увиденного Леонида Ильича до роскошного буфета Дворца Съездов, где мы впервые попробовали Кока-Колу и даже думали, что это алкогольный напиток, а также невиданных до этого бутербродов с мясными и рыбными деликатесами!
А немногим позже, уже в Свердловске, мы узнали, что Капелле присвоено звание лауреатов премии ВЛКСМ, и нас наградили поездкой в "Артек" на международную смену! Что тут говорить про наши впечатления — счастливое детство! Про "Артек" можно говорить много и долго. Всех нюансов и оттенков не передать, всех историй не рассказать. Ну, например, наш известный горожанин и постоянный спонсор различных затей Детской филармонии, а теперь уже и спонсор Фонда "Многая Лета" Погребинский Константин, а тогда 13-летний подросток на конкурсе танца был солистом, а вся Капелла ему подтанцовывала ковбойский танец, и мы заняли 1 место!!!
АРТЕКОВСКАЯ ПЕСНЯ
"ВОТ, ЧТО ТАКОЕ АРТЕК"
1984...
В 1984 году случилась знаменательная поездка в Москву с отчетным концертом лучших творческих коллективов Свердловска. Выступали мы в Театре Эстрады, которым тогда руководил знаменитый Борис Брунов. Программа называлась "Музыкальный Свердловск на Берсеньевской", и в нашем медийном архиве есть выпуск киножурнала "Советский Урал", посвященный этому событию. Концерт был интереснейшим, и Капелла с "Улыбкой" были на высоте! Жили мы тогда в гостинице "Орленок" вместе с "Улыбкой". Характерным атрибутом гостиницы были большие восьмиместные номера с двухярусными кроватями — как раз для нашей компании: и весело, и все друзья вместе! А вечерами мы ходили в гости к девочкам из "Улыбки".
Ольга Сергеевна Журавлева не слишком приветствовала эти променады. В один из дней мы снова туда намылились. Камуфлировались, как могли. Вадим Желонкин прогуливался с томиком Блока, стихи читал, так сказать... Сидим мы у девчонок, болтаем о том, о сем... Вдруг стук в дверь — Ольга Сергеевна пожаловала нас выпроваживать. А один из нас, не будем говорить кто, но это был Равиль, спрятался под одеяло на втором ярусе и его не заметили! Ольга Сергеевна закрыла их на ключ до утра. Представляете, сколько вопросов утром мы задали Равилю... Вот так творчески весело нам было в той поездке!
1985...
Лето 1985 года запомнилось особенно ярко! Капеллу пригласили в Москву для участия в различных концертах для делегатов XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Уезжали мы в середине июня на месяц с небольшим, а оказалось, что до конца августа. Но обо всём по порядку. До отъезда нам сшили специальную униформу цвета хаки для репетиций.
Мы выучили, вдобавок к нашему репертуару, много патриотических песен, таких как «Марш демократической молодёжи», и целый блок песен протеста (так мы их называли) на разных языках: «Венсеремос», «Бандьера роса», «Белла чао» и т. д. По приезде в Москву нас поселили в свежеотремонтированный интернат на улице Марины Расковой, в шаговой доступности от прославленной песней Высоцкого гостиницы «Советская» (... жил в гостинице «Советская» несоветский человек).
А вот с "соседями" по интернату не очень повезло: в двух духовых оркестрах девочек не было совсем, а у "Рязанских ложкарей" — очень мало. Из крупных событий, в которых мы участвовали, были Марш мира по проспекту Вернадского, концерт на стадионе лучших детских творческих коллективов всего Советского Союза где-то рядом с проспектом Вернадского и грандиозный гала-концерт во Дворце спорта в "Лужниках" силами артистов всего СССР. Репетировали много, но и про досуг наш организаторы не забывали: ходили на фильмы Международного детского кинофестиваля и самостоятельно гуляли по Москве очень много. Надо отметить ещё несколько интересных фактов. Москву в то время на разные крупные мероприятия закрывали: людей отправляли в отпуска, детей — на отдых в лагеря, неблагонадёжных — за 100 км. В магазинах было всё! Я купил свои первые итальянские микровельветовые джинсы, уж откуда родители наковыряли 100 рублей — не знаю, наверное, занимали. Кормили нас пять раз в день, очень вкусно и сытно, что для 15–16-летних организмов было наиважнейшим фактором. Охраняли интернат два дружинника, два милиционера и два человека в штатском...
С последними произошёл весёлый случай. У кого-то из нас, вроде у Лурье, был магнитофон, ну и, само собой, множество кассет с разной музыкой. Однажды мы приехали после репетиции на обед и обнаружили, что их кто-то взял. Сразу пошли к «штатским». Естественно, всё было у них. Всё отдали обратно и сделали замечание про альбом Александра Новикова «Вези меня, извозчик», что это нехорошая блатота. Мы поспорили, сказав, что это наш земляк, что он реабилитирован и т. д. «Штатские» кассетку задержали на день-другой, потом отдали. Мы подумали, что себе переписали. В один прекрасный день, уже в июле, нам объявили, что лучшие творческие детские коллективы-участники Фестиваля дружно на месяц едут в «Артек»! Какой это был кайф! Продолжение следует...
И снова про Артек!
После службы в армии я и несколько моих друзей вернулись в капеллу. Летом 1990 года действующую капеллу пригласили в «Артек» на международную смену, как и несколько других коллективов со всего СССР. Наши ребята отдыхали и участвовали в многочисленных концертах. В конце смены был запланирован большой гала-концерт на открытой концертной площадке. Руководство решило усилить состав, и нас на неделю отправили на помощь. Удивительное ностальгическое ощущение испытали, пожалуй, все. Представьте: тебе 20–21 год, и ты снова попадаешь в детство! При этом уже на всё смотришь совершенно другими глазами. И как никогда раньше глубоко вдыхаешь запах цветущих магнолий, пряный аромат лавра, дышишь морем на галечном пляже, греешь грудь на тёплых камнях, лёжа, и думаешь: Боже, как же мне повезло, ведь это опять повторилось!
А при отъезде уже не бросаешь монетки в море, чтобы не гневить Бога, ведь и так уже эмоций через край... И что бы вы думали? Ровно через месяц нас снова приглашают в «Артек»! Я в это поверить не мог. Удивительно было попасть на X Всесоюзный слёт пионерской организации, который в начале октября проходил в «Артеке». По меркам СССР это было очень большое событие, сродни съезду КПСС. В заключительном концерте принимали участие звёзды советской эстрады — Лев Лещенко, Николай Гнатюк, группа «Кар-Мен», да всех уже и не упомнить. У капеллы было несколько номеров. Концерт был прекрасно срежиссирован, при этом он остался достаточно неформальным, тёплым по ощущениям.
В «кулуарах» было открытое общение буквально со всеми. В той поездке мы близко подружились с танцовщицами из Литвы, из ансамбля танца «Жогялис», так что скучать нам не приходилось!

А через год великая страна распалась. Тогда лично я не считал это горем, думал, что всё правильно... А сейчас я понимаю, что мы потеряли. Одно греет душу: мы оставили свой след в той стране и на том последнем Всесоюзном слёте пионеров. Вспомните, как в детстве мы с трепетом вступали в пионерскую организацию, и всё станет ясно.
1993...
Осенью 1993 года капеллу пригласили в Австрию на концертный тур. Прилетали мы в швейцарский Цюрих, и буквально на окраине была номинальная граница с Австрией. Мы оказались у предгорья Альп, на земле Форарльберг (земля, как у нас область). Помимо красивых пейзажей за стеклом автобуса бросалась в глаза неповторимость каждого дома. Так и оказалось: власти не разрешают строить одинаковые или типовые дома.
Начался крутой подъём вверх. Через минут 30 мы подъехали к нашему отелю. Точнее, это можно назвать горнолыжной базой. Встречали нас пожилые австрийцы — муж с женой, которые и держат этот бизнес. Чистейший воздух и зелень склонов впечатляли.
Было много концертов на разных площадках, были экскурсии на пивзавод и обзорные экскурсии, были пивные бары и бильярд. В один из дней, проснувшись утром, мы обнаружили, что вокруг всё белым-бело, и снег идёт нешуточный. Вместо большого автобуса подали микроавтобус — только он мог подняться в гору, и нас партиями спускали вниз. А внизу всё так же зелено!
В декабре этого же года московские и польские продюсеры организовали капелле коммерческие гастроли в Бельгию и Люксембург на католическое Рождество! Да, юношескому составу платили деньги за концерты! Мы выступали в лучших соборах, в том числе в Нотр-Дам-де-Брюссель и Нотр-Дам-де-Люксембург! К слову, продюсеры параллельно прокатывали в Брюссельском цирке сборную программу «Московский цирк», где из известных нам был Куклачёв. А наш коллектив проходил под названием Московской хоровой капеллы, потому что про Екатеринбург и УРАЛ никто не знает. Нам приходилось на всех концертах следить, чтобы никто в интервью не проговорился. Так вот, билеты на наши концерты стоили значительно дороже, чем на Московский цирк.
В день было по 2–3 концерта в разных городах. Вроде график очень напряжённый, но молодость легко позволяла справляться с такой нагрузкой. Рождественские улицы были украшены, витрины магазинов сверкали! Красота! Я в первый раз в этом году побывал за рубежом и был очень впечатлён. Не забывайте, что обе эти поездки были в конце 1993 года. Что было на наших улицах и в стране, большинство помнит.
Ну и последнее, о чём бы я хотел рассказать, так это фестиваль «Мужское певческое братство». Этот фестиваль мне запомнился тем, что на нём было очень много коллективов из всей нестоличной России. Провинция и глубинка — так принято называть нас. Оказалось, что вокруг много очень достойных хоровых коллективов. Я и не представлял, что мужское хоровое пение распространено по Росси-матушке широко! Капелла участвовала в двух номинациях: смешанный состав (дети + взрослые) и только в взрослой группе. Тогда хормейстер мужской группы Станислав Саратов подготовил нас с очень хорошими произведениями русской классики, народной и современной музыки. Меня и ещё несколько человек опять призвали на усиление состава.
Перед выступлением я испытывал сильное волнение, ведь кругом были настоящие профессионалы. Заняли мы второе место мужским составом, проиграв только прекрасному ансамблю из Пермского музыкального училища. До сих пор помню их акапельную аранжировку песни «На безымянной высоте», где они голосами имитировали звуки воздушного боя. Ну а смешанным составом мы победили всех! Отсюда вывод: мир красотой спасётся и искусством российской провинции!

В 2024 году, 30 лет спустя, действующий состав капеллы победил в этом же фестивале!